Не знаю, о чём вы
подумали, прочтя заголовок, но всё не так.
По порядку.
«Дюльфером» на жаргоне называют способ спуска с вертикали на
верёвке без всяких приспособлений. Изобрёл его в своё время шлявшийся
по горам в одиночку немец Дюльфер. Суть его состоит в
прокладывании привязанной к чему-нибудь верёвки вокруг собственного
тела. По схеме «рука- нога- пузо- плечо-спина –
рука». Уважаемый читатель, пробовать не рекомендую, разве что с
полутора метров вертикали, а лучше в трезвом виде с кровати. Во-первых,
есть тьма нюансов, которые познаются только на практике. А
главное, потенциальная энергия поднятого вверх предмета, в
данном случае вас, любимого, должна перейти в другие формы. В этом
случае в энергию разрушения и тепловую. Желательно, что бы первой было
поменьше. Получается побольше второй. В итоге безжалостно протираются и
сжигаются предметы одежды и фрагменты тела пациента. Вследствие
этого классический «дюльфер» применяется только в
крайних случаях, например, при пожаре или несвоевременном прибытии из
командировки мужа. В реальном альпинизме этот способ спуска давно
забыт и его только показывают новичкам (на предмет «крайнего
случая») и дают попробовать некоторым, чтобы убедились в
шершавости метода. Вспоминается ходившая в устном творчестве пародия на
Горьковский «пёрл» про птицу и ужа:
«О, если б в
гору я мог подняться, я заложил бы обычный дюльфер
И вниз
спустился, с победным криком, штаны
сжигая…»
На самом деле на
верёвке по отвесу спускаются с помощью самых разных приспособлений, щадящих
клиента (но не верёвку). Но по традиции все спуски по верёвке с вертикали
именуют «дюльферами».
Конец
«смены» в альплагере Адыл-Су. Загоревшие и похудевшие
«клиенты» разъезжаются, а инструкторьё деятельно готовится в отвальной (выпивке). В
это время подходит ко мне инструктор Зайцев, кажется, из Питера, и говорит: «Тут
пришёл балкарец и просит снять козу со скалы. Пойдём сделаем?». Суть дела
оказалась вот в чём. Жизнь в верховьях Баксанского
ущелья, как впрочем и прочих верховьях, весьма скудна. Абориген, если не
устроился начальником, хотя бы склада, пасёт овец или разводит коз. Козы особой
породы, серебрянками именуются. Из них женщины вычёсывают пух и вяжут платки,
которыми торгуют на местных базарах, скажем, возле Чегетского канатного подъёмника. Так вот, одна из таких коз,
в процессе пастьбы самовыпасом, забралась на выступ
скального отрога, отделяющего ущелье Ирик-Чат от Баксанского.
Увлеклась процессом и спрыгнула с козьей грацией на маленькую
площадочку с сочной травой. Сжевав которую убедилась,
что обратного хода нет. Вниз отвесы метров 30, а вверх надо прыгать метра на
полтора. Это выше козьих возможностей. Унаследованные от предков инкстинты порекомендовали ей отказаться от опрометчивых
шагов и коза провела на выступе несколько суток, жалобно блея. К моменту прихода
балкарца в лагерь, это кажется на пятый день, она блеяла тише, но жалобнее.
Пошли, осмотрели
место происшествия. Так, снизу не подобраться. Остаётся зайти сбоку выше козы,
по верёвке спуститься к ней и далее с козой в обнимку «дюльферять» далее. Сходили в лагерь – 10 минут ходу – за
«снарягой»: пара верёвок-сороковок, крючёчки для вбивания в скалы и прочая мелочь. Не забыли
прихватить и крупноформатный абалаковский рюкзак для козы, обниматься с козой на
вертикали не совсем комфортно. По дороге договорились с балкарцем о
вознаграждении: около 5 % от стоимости козы. Выходило 5 бутылок национального
напитка.
Козу мы сняли лихо
и весело - профи, всё-таки. Она не
сопротивлялась, когда её засовывали в рюкзак, оставив снаружи только голову. Молча смотрела грустными,
прямо женскими, глазами. Молчала и за спиной спускающегося по верёвке. Внизу,
когда снятый со спины рюкзак положили на траву, она, лёжа в нём на боку,
судорожно хватала окрестную траву. Оголодала, бедная.
Вот и всё. С
балкарцем расстались взаимно довольные. А 5 пузырьков очень пригодились на
отвальной – мы их, конечно, выставили на общий стол.
P.S. Написал я выше "Вот и всё", ан нет! От моего собрата
по разуму Алексанра Макулова в книге отзывов 4 января 09
года получил следующее:
"В миниатюрке "Дюльфер с козой" Вы, молодой человек, второй абзац посвятили лже-
вопросу -почему не стоит спускаться классическим дюльфером. Витя, это из нас
совок, привыкший ходить в горы на халявном профсоюзном снаряжении, так и прёт!
Сколько типов спусковых скоб и устройств придумали в своё время мы и наши
колеги. И вот я. в середине 70-х попадаю в Австрию. Мы ходим там хорошие горы и
видим, что ни одна ... не спускается на скобах и "восьмёрках" Все норовят
спускаться классическим "дюльфером". Выясняем у нашего гида, Густава Ивановича
Дёберль, почему в Австрии альпики такие тупые и не продвинутые, почему нет у них
спусковых скоб? И получаем совершенно понятный, в нынешних Российских условиях,
ответ. Верёвки, понимаешь, дорогие, и драть их спусковыми скобами не практично.
Проще сложить верёвочку вдвое- и на попку да за спину. Целее будет(верёвка!) и
прослужит несколько лет. Не то, что ваши альплагерные, которые после первого же
спуска на "восьмёрке" дубеют и, если проживут две смены,после их варварского
использования, то это уже мировой рекорд".
Шурик, я согласен с тобой! Переписывать же "Козу" не буду, просто добавлю твоё замечание.
В горы