Глава 6

 

                          "...Ой, Вань, гляди, какие клоуны..."
                                           /В.Высоцкий/
                          "Судно ведёт с похмелья
                               сам капитан- старик..."
                                         /песня 60х годов ХХ столетия/

    Могут ли в одних и тех же водах разом  плавать  атомная  подводная лодка с ракетами за пазухой и пиратский бриг?
    Gomo с притензиями на sapiens это покажется Nonsensom,  но  вполне реально в нашем сдвинутом, действиями МНС_а, мире.
                           <*******>
    Запад и впрямь помог. Слева к горизонту уходило слегка взволнованное море-океан, а справа по курсу вертолёта в  воду  обрывались  такие отвесы гор, что не то что приземляться, смотреть на это было неприятно.
   Оставалось уповать на надёжность двигателя и запас горючки.
   Тут то, за очередным зигзагом береговой линии, с вертолётной  высоты открылось невиданное зрелище.  Развернувшись  бортами,  в  3-5  кабельтовых друг от друга стояли пришельцы из разных эпох: атомная  подводная лодка, изготовленная на Горьковском заводе "Красное  Сормово"  по заказу 706, и неизвестно где спущенный со стапелей бриг  г-на  Флинта  с пиратским флагом на мачте. Обе посудины  палили  из  всего  имеющегося оружия друг по другу: пират, понятно, ядрами, ну а п/л - всем  арсеналом, от ракет до торпед. При всём этом шуме и грохоте вреда не  причинялось. И ядра, и торпеды пронизывали супротивный корабль, как  мираж. Да так оно и было: как можно попасть в  корабль,  отстоящий  на  много столетий?
   Игнорируя предостерегающие жесты механика, Втос пролетел  со  снижением между воюющими кораблями. Стрельба разом погасла: каждый видел  в пришельце козни противника, но  не  знал,  как  достойно  реагировать.
    Впрочем, вахтенный офицер п/лодки, сверившись со справочником, заорал:
  -Да это же боевой вертолёт! Срочное  погружение!!!
   Через небольшое время только вылетающие из воды  пузыри  напоминали  о погруженцах.
  Тем часом обалдевшая команда брига, увидев, сколь скоро  пришелец  с небес утопил без стрельбы метавшего громы и молнии противника, поняла, что боги на их стороне.  Богов  следовало  отблагодарить  традиционным способом и вся шаромыжная команда на верхней палубе  начала  гнусавыми голосами распевать псалмы и отбивать поклоны. В сторону вертолёта, который, как понимаете, не стоял на месте, а  делал  круги,  разглядывая бриг.
      Вот тут то некстати и замигала лампочка сигнализации перегрева  двигателей. Оно и понятно, техническое обслуживание вертолёта, не имеющего базы, потерявшего ЗИП и мотающегося не один месяц по каким-то куширям, оставляло желать лучшего. Короче, масло в двигателях и  редукторе то ли вытекло, то ли протухло - но двигатели начали резко  греться. А это процесс с положительной обратной связью: чем дальше, тем больше.
  Вертолёт с остановившемся двигателем всё-таки  не  утюг,  существует режим авторотации - когда винт работает парашютом, как семечко  клёна. Но это на крайний случай и не над океаном. Садиться в воду даже на исправном вертолёте - мало хорошего, после соприкосновения, в клубах пара, плавно доходит до соприкосновения с б.гладью  пятилопастный  винт, работающий как пять кос в руках г-жи Смерти, только оперативней и безжалостней. При авторотации всё ещё угрюмее.
      Поэтому бортмеханик, подкованный в этой области более Втоса, скомандовал:
     -Посадка на палубу!
  Легко сказать, труднее протиснуться через частокол  штагов,  вант  и прочих верёвок и канатов, свисающих со всех торчащих частей брига.  Ко всему прочему на единственной пригодной по площади  палубе  продолжала молебен не верящая ни в бога, ни в чёрта команда. Для очистки территории зависли на остатках здоровья двигателей и сбросили на палубу дымовую шашку. Помогло радикально - палуба очистилась от людей, но  канаты и снасти остались.
  В конечном счёте посадку нельзя было назвать изящной.
  С грохотом и треском, обрывая винтами  окрестные  тряпки  и  канаты, МИ-8 грохнулся на палубу, проломив колёсами верхний настил.  Двигатели заглохли и в наступившей тишине жалобным кутёнком на выбеге скулила турбина какого-то сервомеханизма. Затем затих и он.
  Пауза становилась неприличной, по всем канонам и этикетам пора  было представиться хозяевам.   Тем более, что после падения тяжёлого вертолёта  на  верхнюю  палубу корабля, который не являлся авианосцем, начали назревать события, связанные с теорией остойчивости кораблей.
  Рискуя впасть в технарское занудство и не намереваясь сделать читающих эту галиматью инженерами кораблестроения, вынужден, для  понимания последующего, в поп.-форме разобраться с остойчивостью.   Которая, в конечном счёте, является устойчивостью корабля от опрокидывания при внешних и внутренних дестабилизирующих факторах  (читай  - качка и сместившийся груз, включая пробоины).
  Так вот, любой конструктор или строитель корабля  не  может  похвастаться безмятежным сном, потому что его детище является продуктом бессонных ночей в поисках компромисса между антагонистичными проблемами:
  -не опрокинуться;
  -не растрясти (команду, груз и переборки). В поисках  этого  компромисса строятся бесчисленные диаграммы крен/восстанавливающий момент. Это вроде квадратуры круга, и ни один учебник кораблестроителя не даст однозначного ответа по оптимуму. Вы  когда-нибудь  видели  оптимальные кальсоны или дубину?
  А в парусниках ещё хлеще: там, к прочим  неприятностям,  добавляется бортовая реакция парусов, помноженная на коэффициент  нетрезвости  команды.
  Но на бытовом уровне смысл однозначен: чем (у)остойчивей судно,  тем немилосерднее качка, сильнее рывки от набегающих волн и  больше  шансы пойти ко дну от одурелости команды и расшатанности корпуса.  Следует из этого, что порядочный корабль с хорошей  обитаемостью (а пираты годами не высаживались на берега), обязан быть мягко-валким.
  Пиратский бриг таким и был. Поэтому успокоившийся на верхней  палубе МИ-8 вызвал плавно нарастающий крен. В  подветренную  сторону,  естественно.
  Бортмеханик первым оценил  ситуацию.  Вытащив  из  недр  Шайтан-Арбы 40-литровую флягу с самогоном и привязав её к фок-мачте  надёжным  узлом, он знаками, звуками и телодвижениями организовал  команду,  которая, с кряхтением, опрокинула МИ-8 за борт. Зашипели перегретые турбины, а далее из глубины подымались масляные пятна и мелкие пузыри.
  Бриг немедленно выровнялся, а Втос с  бортмехаником,  сняв  головные уборы, устроили минуту молчания над могилой железного друга.  Мир  его шестерёнкам!
                           <*******>
                  "... товарищ Сталин, вы большой учёный...
                   в языкознании знаете вы толк..."
                                       /Звездинский/

   Объяснение с кэпом и командой было многотрудным и малоубедительным.
   О, языки! Живые и мёртвые, расширяющиеся и дегенерирующие!    Не являюсь специалистом в области языкознания, однако с детства поражался многообразию диалектов и языков. Например,"ботать по  фене"  -стало быть, по-блатному говорить - полтораста лет назад означало иное. Шлялись по Руси чуваки, совмещавшие функции коробейников и менеджеров. Именовались они "офенями" - откуда такое  выражение  проистекает,  бог его знает. Но было. А этим офеням позарез нужен  был  обмен  информацией на темы - в какой деревне более "ЛОХи" проживают, а в  которой  и морду почистят за проделки предшественников. Но встречи-то  не  всегда были в  "чисто-поле"  -  (кстати,  узнаёте  название  города  Чистопо-ля-на-Волге?) - а чаще на постоялых дворах или - прости  господи  -  в кабаках, где от ушей любопытствующих  укрыться  затруднительно.  Стало быть, обменяться новостями следовало по-возможности непонятно для ушей непосвящённых. Откуда и появились полушфированные проф-жаргоны. И российская кликуха "БОрмоТАТЬ ПО оФЕНям" - откиньте лишнее - оттуда же.
   Может быть, "феня" и заглохла бы, как заглохло много чего  маловостребованного, да тут на Руси стряслась "ВОР"- Великая Октябрьская  Революция. Которую, в общем-то, организовали то ли воры, то ли  экспроприаторы (после их "уркаганами" почтительно именовали),  то  ли  просто блатные. В этой компаше "не оттянувший срок" считался  полуфабрикатом, серьёзного общения не достойным. А достойные имели"погонялы"(на фене) в смысле "кликухи" на разговорном или "псевдонимы" - на литературном. Ленин, Сталин, Троцкий, Горький - это же "погонялы".
       Правда, следует отметить справедливости ради, в те годы была  предпринята попытка уйти от старой "фени" на новую. Вы помните  застряющий в горле "новояз" на уровне УПК, ВКПБ, ВЛКСМ,  НКВД, ВЧК"  и  т.д.  и  т.д.
Кстати, август 1991 года мог бы кончиться иначе, если бы эти придурки, верные своей  философии,  не  назвались  бы  "ГКЧП".  Это  название  у большинства граждан автоматически вызвало рвотные позывы.
   Вынужден признать, что не только вожди да воры  культивировали  неформальную лексику. Все мало-мальски функционально выделенные сообщества пытались, и не всегда безуспешно, организовать свою "феню".
   Возьмите хотя бы ворох туристских песен 60 годов 20 столетия, абсолютно непонятных прочим гражданам. Я уже не говорю о  морском  жаргоне того же века, где, если не находилось нового слова типа "топинант" или "гика-нока-рея-...",  то  смещалось  ударение  -  не  "мУрманск", а "мурмАнск", не "кОмпас", а "компАс" и т.д, и проч.
   Позднее бедолага Втос не раз попадал впросак,  когда  ему  сообщали без тени ухмылки: "Завтра с утра будем  ликовать".  Утром  выяснялось, что речь шла о прошивке шкаторины - кромки паруса. Эта  нудная  операция ликованием и именовалась.
   Но я опять отвлёкся от темы - объяснения упавших с неба с командой.  Ситуация осложнялась тем, что команда изъяснялось на древнеиспанском, ботмеханик на сов-русском, а Втос, естественно,  на  древнеславянском. Но кеп мудро рассудил, что повесить пришельцев на реях никогда не поздно, а польза от них авось и проявится.
  Поэтому, наскоро починив повреждённый  вертолётом  такелаж,  подняли паруса и продолжили прерванное путешествие в Вест-Индию, где, по  слухам, золото ну просто некуда было девать.  Вест-Индией  в  те  времена именовали неоткрытую официально Америку, а в  ней  действительно  было много чего, для европейцев удивительного: табак, индейцы, картофель и золото Инков, которыми руководил богоподобный вождь Тупак Утальпа.
      Навигация в те времена тоже была весьма относительной. Бруно ещё  не жарили на костре, Галилей пока пачкал пелёнки и вертелась  не  Земля, мерно качающаяся на трёх китах, а окружающие светила. Штурманские карты с детской непосредственностью отображали воззрения авторов.  Вест-Индия была где-то на закате - эта фраза с успехом заменяла  все легенды, рассказы и картографические материалы, которые, честно  говоря, более вносили путаницы, нежели ясности.
        Поэтому, кода прямо по курсу зазеленели какие-то горы, это было принято за желанную Вест-Индию и веселье воцарилось  неописуемое.  Быстро были выпиты оперативные запасы рома, добрались и  до  основных.  Хвала капитану, силами трезвой части команды бочки с ромом перетащили к  нему в каюту, после чего он зарядил свои кремнёвые пистолеты и  в  ответ на стуки в дверь просто стрелял в неё.
          Команда начала медленно трезветь и штурман, вспомнив о своих обязанностях, достал подзорную трубу для поиска удобной бухты-стоянки. Таковая была найдена, был брошен якорь и спущены паруса.  Ввиду  недееспособности команды капитан приказал шлюпки не спускать до полного просыхания матросов. После чего по всем правилам военного искусства был высажен вооружённый десант, не встретивший никакого сопротивления.  Напротив, отважных воинов угостили местной коксовой  брагой,  оказавшейся вполне ничего...
                            <*******>
  Через несколько дней общения с дружелюбными  аборигенами  выяснилось, что это совсем не Вест-Индия и даже не Америка. Попытки расспросить  у островитян дальнейшую дорогу успехом не увенчались. Не говоря о языковом барьере, обитатели островов имели ещё более простую  модель  мира: есть ихние острова, а вокруг - сплошное море-океан, до конца света.  И никаких нет Гишпаний, Индий, не говоря о прочих  несуразностях,  которые только после кокосовой браги и могут почудиться.

        Аборигены именовали свои острова "Гаити". Точный перевод  затруднён, ближайший аналог - "Земля", так как  ничего  другого, пригодного  для жизни, под солнцем, по их сведениям, не существует. Населены  острова, кроме пальм и обезьян, гаитянами и гаитянками.  С  последними  команда познакомилась подробнее, после чего бортмеханик задумчиво собрал  вещмешок с личными причиндалами и, перед сходом с корабля, произнёс краткую речь:    -Вы, ребята, как хотите. Ищите своё золото и Тупаков, дай вам господь удачи. А мне лично эти увеселительные прогулки поднадоели – пятый год на казённом да подножном харче - так можно и гастрит нажить...Тут хотя бы климат порядочный, да и бабы ничего.  Приглашают  меня  на постой пара гаитяночек, авось не пропаду.    Руки у меня растут откуда надо, я им ветряную мельницу построю - кокосовую скорлупу  в  кукурузную муку перерабатывать. В общем, проживу. Попутного вам ветра!
       Втос, как мог, перевёл его речь на испанско-пиратский.  Затруднение вызвала только кукурузная мука - бортмеханик, переживший Хрущёва, знал о ней не по  наслышке, а прочим предстояло через пару  лет  открыть её в Америке у индейцев.
        Кэп вытер скупую слезу и подарил механику пару бочек рома – на первый случай. Далее - никто не сомневался -  механик  сам  что-нибудь придумает.
         Забункеровались пресной водой (старая давно  протухла  -  бич плаваний по тёплым широтам), позапаслись - где купив, а где и украв  -харчем, неоднократно попрощались с гаитянками - и далее на Вест,  влекомые неутихающими пассатами.
                             <*******>
          Краткости повествования ради опускаю заход брига на  Собачьи (Канарские, в переводе на испанский) острова, а также  разные  цунами, бури и тайфуны, достойно встреченные и пережитые командой брига.
        При всём этом Втос, не лишённый природной смётки и здоровья, продвинулся по службе и в общем мнении, так что к этому времени был назначен вахтенным начальником одной из четырёх вахт.
    Должность была немаловажной для живучести корабля и потому  весьма ответственной. Вахты были организованы по системе, в наши дни  именуемой "шведской". Суть её в делении команды на 2 группы (вахты),  график дежурства которых поделен  на  неравные  по  времени  куски,  вдобавок скользящие по времени суток - во-избежание монотонности.  Более  того, для пресечения возможного антагонизма между вахтами, имелся 20-процентный резерв, пополняемый и используемый при  наступлении  смены  вахты волею жребия. Таким образом, никто  на  корабле,  за  исключением  начальников вахт и, конечно, кэпа, не знал в какой компании и что он будет делать через несколько  часов.  Такая  организация  способствовала утихомириванию страстей и пресекала в  зародыше  возникновение  корыстных группировок.
      Дни сменялись днями, солнце ежедневно исправно обгоняло корабль, который не торопясь въехал в область Бермудского треугольника.
    Суеверная команда брига лишилась бы сна, кабы знала об этом районе  то, что знаем мы.
    Да и мы знаем далеко не всё. А то, что  знаем,  не  умеем  связать воедино.
    Мы знаем, что на дне океана в тех краях работают  вулканы.  А  они имеют привычку выделять углекислый газ, даже в периоды  покоя.  А  тот имеет свойство растворяться в воде, даже солёной, причём,  тем  лучше, чем выше давление и ниже температура (вспомните шампанское!).  А  вода имеет свойство приобретать максимальную  плотность  при  +4  градусах. Поэтому такова температура близ дна очень  глубоких  водоёмов  -  если океан не обидится на такое название.
     Поэтому  выделяющийся  из  подземных  фумарол  углекислый  газ  с большим процентом ядовитого серного (вулканы это обожают!) благополучно растворяется в придонном слое сжатой и холодной  воды,  пока  порог поглощения не превысится.
    А далее - цепная реакция. Очередная порция газа, не в  силах  раствориться, устремляется вверх. Захватывая перенасыщенную газами  воду, которая, при сбросе давления, эти газы выделяет.  Вскипая  пузырьками, ещё стремительнее подымаясь вверх и втягивая в это занятие  окрестные, насыщенные газами, слои придонной воды.
    В итоге на поверхности океана происходит нечто, очень  похожее  на происходящее на поверхности свежеоткупоренной бутылки шампанского. Понятно, ни один рукотворный корабль не удержится на этой пене и  погрузится под пузыри и газ - мало того, что углекислый, так ещё и серный...
    Потом случайные мореплаватели или береговая охрана США находят в этом треугольнике корабли, экстренно покинутые командой, либо  с  мертвецами на борту. При этом ищут виновниками внеземных пришельцев  (это атеисты), либо нечистую силу (верующие).
                              <*******>
    Втосу очередной раз повезло. Вы скажете - сколько можно везухи. Но позвольте заметить, что его везение в сотню раз меньше вашего.  Да, вы, конечно, клянёте фортуну, климат, эпоху, не говоря  уже  о  правительстве. Но вас никогда не поражало, что поднявшись в горы на пару километров и тем самым изменив  среднегодовую  температуру  на  4%,  (по Кельвину, разумеется, а не по Цельсию) - мы имеем безжизненную  пустыню? Или что - по расчётам учёных - повышение среднегодовой  температуры на пару градусов вызовет таяние Антарктиды и наводнение хуже  Ноева - уровень морей подымится на 65 метров; о Питере не говорю, но  тут  и Ростов, и Москва скроются под мутными волнами.
    Нам бешено повезло - много веков человечество выживает на  хрупкой грани наводнение/оледенение, и диапазон  долговременного  благополучия всего лишь пара - пяток градусов, неважно каких...
    Просто вселенная очень необъятна, в ней оказалось место и нам, всё по той же вероятности, когда и ведро воды может выплеснуться на пол по совпадению движения молекул. 1 раз в миллион миллионов лет. Ждите!
    Так вот, закономерно повезло и Втосу.  Быстрее,  чем  надо,  стала убывать вода в левой кормовой цистерне. Пресная вода в океане дефицитнее харчей, поэтому остатки воды перекачали вручную (двигателей  в  ту эпоху не водилось) в запасной бак и следовало поверить опорожненный на предмет дырявости. Здоровяк Втос взялся за эту работу  от  нечего  делать. Технология была простой: наблюдатель спускался в цистерну, крышка закрывалась, ручным насосом создавался лёгкий вакуум, а далее органолептически, то-есть на ощупь, по свисту  и  дуновению,  определялась дыра. Или щель.
    В тот момент, когда крышку цистерны закрыли и  совсем  уже  собрались работать ручным насосом, явилось явление, описанное ранее.
    Откуда-то снизу начал нарастать шум, аналогичный закипающему  чайнику, он резко усиливался, приближаясь к болевому порогу, а затем  корабль затрясло-закачало так, что потерявшего в тёмном баке ориентировку Втоса мотало от стенке к стенке, немилосердно колотя при этом.  Это было страшно, поскольку непонятно, и продолжалось не более трёх  минут - впрочем, седеют и свихиваются даже за более короткие сроки...
    Когда наконец наступила тишина, неверующий, но суеверный Втос  ещё пяток минут лежал тихо, заслонив голову руками. А затем мягко  поднялся, упёршись, распахнул крышку цистерны и выбрался на палубу.


       На главную       Бредить            Далее - глава 7


Используются технологии uCoz