Вниз по Дону

   Среди массы способов путешествовать хочу обратить внимание почтенной публики на один, в меру экзотичный и не требующий ни крепкого здоровья, ни крупных финансовых затрат. Речь пойдёт о сплаве вниз по течению Дона на обычной резиновой надувной лодке.

   Хвала перестройке: из-за развала промышленности вода стала чище, а пароходов намного меньше. В прежние времена меня поражали идущие на встречных курсах баржи с одинаковыми грузами - песком или гравием. Таким манером перевыполнялся план по тонно-километрам со всеми вытекающими последствиями в виде премий и прочего. Судно шло за судном, мутная водане успевала успокоиться. Теперь Дон и впрямь стал тихим. Ну, протащится за день пара Волгонефтей и пара сухогрузов - и всё. Стремительных "ракет" (которые "Восходы") тоже поубавилось. Раньше они ходили до Константиновска, потом до Семикаракор, теперь до Багаевки, около трёх рейсов за день.

   Это я к тому, что при соблюдении нескольких нехитрых правил сплав на "резинке" - занятие абсолютно безопасное. Дальнейшее повествование - для тех, кто никогда не пробовал это занятие, но желает познакомиться.

     Итак, КОГДА? Разумеется, летом. Где-то с середины июня до конца августа. В городе дикая жара, а на воде полегче.

   НА ЧЁМ? На всём, что плавает, за исключением жёлтых пляжных китайских надувнушек с номером 713. Впрочем, мужику в одиночку можно и на этом. А советские "резинки" сделаны с запасом и на одноместной вполне помещаются двое со скарбом - палаткой и харчем.

   ЧТО С СОБОЙ? Палатка, карематы, спальник-одеяло либо просто тонкое одеяло, копчёная кастрюля (примус не нужен: воняет, и на берегах всегда есть дрова). Полиэтилен от дождя, одежда от солнца, кто не любит  щуриться - тёмные очки. Конечно, купальники. Прохладительные игорячительные напитки лучше в пластмассовых бутылках - легче и не бьются. Что-нибудь для рыбалки. Миниаптечка, в том числе и для лодки.

Еда, которая переносит жару. Остальное по вкусу. Учесть комаров.

   ОТКУДА И ДОКУДА. Масса вариантов старта, а вот финишировать рекомендую в двух точках. Аксай - причалить около пристани и на электричку, остановка которой прямо над пристанью. На электричку можно попасть ещё в двух точках ниже по течению: остановки "Стеклозавод"(ориентир - кирпичная труба, чалиться выше мото-гаражей, полно битого стекла) и "Кизитеринка" (ориентир - двухэтажная диспетчерская, обалденно неудобный для подъёма берег, иногда дорогу перекрывает застывший товарняк),так что эти точки финиша использовать только при крайней необходимости. Поэтому, если вы проскочили Аксай или прошли через Межонку, скатывайтесь по основному руслу до острова Быстрик (левее Зелёного), на уровне его носа причал "45 линия" (далеко выдаётся с левого берега). Причалить сразу за ним, в 50 метрах от берега автобус 39, который ходит до 18 часов.

   Точка старта зависит от запаса времени и энтузиазма.

   В один день - без палатки и ночёвки - можно проверить себя и лодку, а также половить рыбку, в варианте: электричкой до Аксая, в 50 метрах выше пристани на берегу или на полузатопленной барже надуть лодку, пересечь речку Аксай и вдоль правого (по ходу - левого) берега Дона подняться на  вёслах около 1,5 км (жмитесь к берегу, слабее встречное течение) выше оконечности острова, который напротив Аксая. Обогнуть этот остров (иметь запас на снос течением) и вниз до раздвоения протоки. На раздвоении мини-островок, тормознуться на носу. Обе протоки проходимы для "резинки", в левой быстрее течение, в правой больше рыбы. Там метрах в 100 от начала станьте на якорь ближе к правому берегу (либо замотайте киперную ленту за водоросли) и таскайте рыбку...

   На пару выходных дней - проехать "Восходом" до Старочеркасска. Сейчас появился автобусный маршрут из Аксая. На сегодня авт.124 до останоки"Больница" в Аксае, далее маршрутка в Старочеркасск. Стартовать лучше с пляжа на правом берегу.Сначала вдоль правого берега до водоворота (красный бакен почти на берегу), а затем, пропустив крупные суда (в этом месте сложный фарватер и они не сумеют от вас увернуться), переползти к левому берегу.

   Места стоянок-ночёвок: песчаный пляж на левом берегу примерно в трёх километрах от точки старта (в выходные дни там толпы автомобилистов) и остров Шишлов километрах в 5 выше Аксая (в выходные дни там масса моторочников). Неплохие стоянки возле мемориала "Компличка" и ниже его на правом берегу.

   Во всех случаях при заброске "Восходом" смотрите по сторонам, лучше с верха заднего мостика. Намечайте - запоминайте. Дон год от годаменяется, особенно после больших разливов.

   Следующий вариант - продолговатее - от пристани "Манычская".Сбрасываться на воду чуть ниже пристани. В паре километров ниже - два острова в параллель, рекомендую причалить к верхней точке правого и осмотреться. Учесть сильное течение и водоворот правее носа острова. Если с вами малые дети, лучше спуститься справа вдоль острова до песчаного пляжа (бакен 237). На острове самовыпасом мигрируют молодые бычки, вреда от них особого нет, разве что цепляются за оттяжки палаток при утренних и вечерних переходах. Ниже Арпачина - ещё один остров, там больше комаров и моторочников, зато нет бычков. В трёх км ниже на правом берегу - канал, в котором много краснопёрки, а над ним лесок, в котором много автомобилистов. Ниже леска вход в Васильеву протоку, соваться можно только по большой воде, иначе будете скрестись несколько километров днищем по ракушкам. Эта протока и Дон огибают остров"Большой", на котором делать нечего. Со стороны протоки берег заиленный, на Донском берегу песок и мелкий кустарник, не дающий тени. Со временем, конечно, он подрастёт. Фанатам-рыбакам можно посоветовать прощупать нижнюю оконечность острова, там, где птичий базар, и протоку около этого места. Там же - земснарядная врезка в остров снизу. В ней неплохо ловилась рыба.

   Далее ничего путного до Старочеркасска. Впрочем, перед самым Старочеркасском, до высоковольтки, на правом берегу 2 "диких" пляжа (ориентир - начались деревья, в будние дни можно пристать и половить рыбку),  а возле левого берега остров Алитуб. Остров неплохой, но из-за обилия моторочников напряжёнка с дровами.

   Багаевская - не рекомендую. До самого Маныча унылые места, но если задача порыбачить - станьте на правом берегу чуть выше впаденияМаныча (бакен 246).

   Семикаракоры. От автовокзала до пристани - местный автобус. Сброс на воду чуть ниже пристани. В 6-7 км ниже, при впадении в Дон реки Сал, рядом 2 острова. Рекомендую причалить к малому правому (со

стороны большого) и осмотреться. Из года в год там сильно меняются берега. Возможные стоянки (кроме малого острова) - на носу большого либо ниже на правом берегу острова. Хорошая рыбалка. С дровами нет проблем.

Следующее место для стоянки - у острова Поречного, в 5 - 7 км ниже. Там Дон практически раздваивается: резко вправо уходит основное русло, а прямо - Татарова протока, с хорошим течением. Рекомендую двигать по ней. На её левом берегу есть песок и нет автомобилей. На самом острове можно остановиться почти в конце протоки (правый берег).

   Константиновск. Туда автобусом. Плотина пересекает остров. Стартовать хорошо ниже плотины с левого берега этого острова. Чуть ниже (примерно в 4 км) - остров Лучко. Великолепный песок, берег, дрова. Рекомендую пожить. Далее - до самого Кочетовского гидроузла - отличные лесистые берега. Ночевать рекомендуется на островах. Они есть. Ниже впадения Северского Донца – Кочетовский гидроузел. При подходе к гидроузлу Дон расширяется и замедляется. Держаться правого берега, за сотню метров до плотины причалить кнему и совершить пешую экскурсию к плотине. Подобрать точку выгрузки, обнос плотины справа. Далее вскоре - Семикаракоры. Вообще, Дон чем выше, тем красивее.

  

   Общие рекомендации по сплаву.

   Всегда хочется двигаться быстрее. Самое быстрое течение (4-5 км/ч) на стрежне-фарватере, ближе к вогнутому берегу. Ну и двигайте так, помогая вёслами. Фарватер на Дону обозначен бакенами, справа красные, слева белые. Осенью их снимают, весной устанавливают. Имеют номера, нумерация от Азова. Разумеется, при подходе больших кораблей уступайте им дорогу, уходя за бакены. Корабли сейчас ходят тихо (расход горючки пропорционален кубу скорости!), а быстроходную "ракету" слышно за много километров (бу-бу-бу...).

Не приближайтесь к берегу с упавшими деревьями - можно пропороться. Избегайте проток! Они часто бывают заманухами - неплохое течение на узком глубоком входе, а далее протока резко расширяется, течение приближается к нулевому. Камыш, коряги, водоросли. И непригодные для высадки заросшие вязкие берега. Брр! Редкое исключение – Татарова протока перед Раздорами и протока Межонка за островом напротив Аксая.

   На дно лодки положите каремат. Вещи лучше завернуть в полиэтилен. Так или иначе в лодку попадают брызги, всё водобоязненное - в верхнюю часть рюкзака. Деньги-документы - полиэтиленовый кулёк в кармане или клапане рюкзака. Под рукой - пластмассовые бутылки с холодным чаем. На яром южном солнце чёрная резина лодки сильно нагревается, давление воздуха возрастает - не доводите до взрыва! Поливайте водой, а лучше прикройте борта мокрыми белыми тряпками.

   Типовая ошибка - поздний утренний старт. Проснувшись после восхода солнца начинают вяло готовить завтрак, после завтрака начинается мытьё посуды, сворачивание лагеря, погрузка и, наконец, в самое пекло трогаются в путь. Лучше сделать утром лёгкий перекус с заготовленным с вечера чаем и стартовать с первыми лучами солнца, а основательную еду с дремотою делать в районе полудня в тени деревьев.

   Иногда утром на воде лежит туман. Стартуйте! С нашей скоростью ни во что не  врежешься, а корабли в тумане становятся на якорь. Зато при уходе тумана картины бывают фантастичные.

   Во второй половине дня следите за моторками и водными мотоциклами: на Дону считается дурным тоном ездить на них в трезвом виде. Если норовят проехать слишком близко - показывайте кулак, понимают.

   Будьте внимательны при подходе к паромам. Перемещаются они по толстому стальному тросу, обычно лохматому. Если коснуться лодкой, дыра гарантирована. Для пересечения линии хода парома выбирать момент, когда он приткнут к берегу занят погрузкой-выгрузкой. Известные мне паромы расположены:  чуть ниже Семикаракор, в верхней части Раздор (после слияния Татаровой протоки с основным руслом), чуть ниже Багаевской пристани, ниже Манычской пристани и в верхей части Старочеркасска.

   Ночевать спокойней всего на островах. Нет пьяных автомобилистов и лесников, которые завели вздорную привычку требовать оплату стоянки.

Сейчас появились в продаже достаточно приличные карты масштаба 1:20 000, рекомендую иметь с собой её или ксеру - для ориентировки. Подробныекарты-лоции Дона бывают у яхтсменов и моторочников.

   Сильный западный ветер (низовку) лучше переждать. Летом она длительной не бывает, а грести на "резинке" против ветра - занятие для мазохистов.

   Волны от судов... Безобиднее всего крупные танкеры - в соответствии с формулой Фруда, от них исходят очень пологие волны, для "резинки" практически незаметные. Злее бьют по бортам волны от Ракет-Восходов, старайтесь расходиться с ними не ближе 50 метров и носом к ним. А страшнее всех судов малявка РБТ = рейдовый буксирный теплоход. В просторечии "утюг". Офигенной мощности машина, вся мощь которой уходит на волнообразование. Увидев это чудо, сваливайте подале от фарватера и бдите. Перпендикулярно

подходящим волнам. При этом избегайте берега и мелководья - таскать будет!

   Для борьбы с кровопийцами-комарами иметь с собой голубые таблетки. Перед сном на вечернем костре или в его золе нагреть примерно до 100 - 150 градусов консервную банку с песком. Банка ставится в угол палатки и в песок засовывается половина таблетки.

   Если увидите в воде змею - не паникуйте. Это абсолютно безобидный водяной уж, к сожалению, без оранжевых отметин. Если к нему сильно приставать, может и куснуть, но он не ядовит и по-возможности  держится от людей подале.

   В заключение - рецепт скоростного приготовления солёной рыбы. Свежевыловленную (на стоянке) рыбу попотрошить, порезать на куски толщиной не более 3-5 см, пересыпать солью, положить в целый полиэтиленовый кулёк, выдавить воздух и выложить на солнце, на горячий песок. Через  5 - 8 часов употребляйте с пивом!

   Кстати, о пиве и пополнении продуктов. Магазины расположены: в Семикаракорах - от пристани автобусом; в Раздорах - напротив парома (правый берег); в Багаевке - у парома (левый берег); в Арпачине -  в километре выше пристани на берегу ресиверы, причалить возле них и метров 500 пешком; в Старочеркасске - причалить к правому берегу сразу за паромом и по асфальту от парома (на всех развилках влево) примерно пол км до магазина.

    Сплав по Дону - не единственный вариант. Одни мои знакомые умудрились сплавиться по Кундрючке - от плотины возле станции 1115 км, которая теперь именуется "Лесхоз". Сплав почти спортивный, речка  проходима в первой половине лета после снежной зимы.

   Так же возможен сплав по Северскому Донцу, например, от Каменска. Места красивые, но нужно грести - течение почти нуль.

   А ещё остаются притоки Дона - речки Сал и Маныч...

 

Список вещей, потребных при сплаве на "резинке" более 1 дня.

0.Лодка, с вёслами и ремнабором, естественно.

1.Палатка с карематом и стойками.

2.Копчёная кастрюля, к ней ножи и ложки + 1 миска.

3.Полиэтилен - от дождя.

4.Какие-либо документы.

5.Аптечка - от порезов и поносов. Умягчители кожи. Мыло.

6.Средства укрытия от солнца (кепочки обязательно).

7.Купальники.

8.Еда и прочее. КрУжки для чая и не-чая.

9.Белые тряпицы от солнца - и для лодки.

10.Антикомариные таблетки.

11.Огниво=(зажигалка и спички).

12.Снасти для рыбалки + соль. Садок, киперка ~ 20м.

13.Карту не худо бы иметь!

14.Бумага для костра!

15.Малость здравого смысла!

 

P.S. Дописываю после наступления 2000 года. Как и следовало ожидать, персоналки не взбесились. Домашняя сдуру добавила 1 день (что легко поправимо), а которая на работе - чётко отреагировала на переход,

высветив туалетную дату (00).

   При сплаве вы обязательно будете проплывать мимо рыбаков, угрюмо сидящих на разных посудинах - жестяных, деревянных и резиновых.

   Угрюмые они с виду, а так - нормальные люди, если к ним нормально обращаться. Не надо говорить "Привет, казак (мужик, рыбак и т.д.)" Лучше поюморить "...доброе утро. Далеко ли до Стамбула (Сухума, Турции...)". После секундного офигения ответят что-то вроде"да за Керчью направо". Вот у них и следует узнавать, где ближайший магазин и не началась ли 3_я мировая война.

   Имейте в виду, что предки этих рыбаков - казаки, таки мотались на утлых посудинах в Турцию, за шмотками и тётками. Набеги...

   Тут не могу не припомнить случай 5-летней давности.

   Июльский рассвет на песках левого берега, чуть ниже Рыкова колена. Над Доном клочьями туман. На другом берегу со вчерашнего дня торчала и гудела полумолодёжная компания - где-то от 20 до 30 лет. Рыбачат, значит.

Сверху, от Старочеркасска, сплавляется на дощанике ветхий, как и лодка, старикашка. Кидает якорь у правого берега, в сотне метров от него, напротив этой компании. Добры молодцы проснулись, вероятно (не проверял) опохмелились, и принялись голосить: "Эй, дед, сваливай в другое место! Мы кидаем донки на 100 метров..." У деда нулевая реакция. Молча разбирает снасти. Пацаны звереют: "Что, уши заложило? Сейчас прочистим!"

   Далее было красиво. Три очень спортивных мужика синхронно прыгают вводу и брассом гребут к дедовой лодке. Уши ему, понимаешь, прочистить. А деду по-барабану. Снасти разбирает. То ли ситуации не понимает, то ли по древности крышей подвинулся. Даже стало чуть его жалко.

   И когда до лодки осталось метров 20, дедуля снял с задней банки фуфайку, взял в руки калашникова и зафигачил поверх голов спортсменов недлинную очередь. Каждая 3_я трассирующая. Красиво полетели дугой по междуречью Дона и Аксая, в сторону крутого берега. Добры молодцы резко легли на обратный курс, а дедуля очень внятно произнёс:

  "Ну чё мельтешите! Когда ваши мамки ещё писались в люльках, я тут ловил. И буду ловить..."

   Обратно накрыл Калаша фуфайкой и продолжил разборку снастей. Опозоренная пацанва тихо свернула лагерь и незаметно исчезла. А у меня весь день было хорошее настроение. Я сам не казак, но рад, что не перевелись на Дону такие дедули.

P.S. Всё это было написано 1996 году. С тех пор много воды утекло и многое поменялось.

                                                    В Ростов

                              

Используются технологии uCoz