Царицыно

Впервые это название довелось услышать в горах Кавказа. В Приэльбрусье был учебно-спортивный альплагерь Адыл-Су, в котором я довольно часто ошивался в 70-е годы прошлого столетия, работая там в летний сезон инструктором.  Лагерь считался локомотивским, в смысле железнодорожным.  Приезжали туда  частенько альпинисты Ленинградской, Московской, да и нашей Ростовской,  секций локомотива.  И если в Питере и Ростове со скалами, нужными для подготовки к восхождениям,  было относительно благополучно - там скалы Карельского перешейка, у ростовчан - скальные выходы Донецкого кряжа, то у москвичей с этим было хуже.  Сподобилось Москве устроиться около конечной морены Скандинавкого ледника, который недавно - эдак 20 тыс. лет назад - приволок сюда Клинско - Дмитровскую гряду, после чего успокоился  и без лишнего шума растаял.  Москве же досталась мелочь с этой морены -  глина, песок и не очень крупный гравий.  Этого хватило на пресловутые 7 холмов, которых вовсе не 7, а вот на скалы не хватило. Поэтому при поисках места, откуда можно упасть и куда замолотить крючья, обнаружили москвичи руины Царицынских дворцов. Вот Александр Макулов, который уже совсем почти собрался вспомнить чего-нибудь из своих горных приключений, написал мне : "Как ты до сих пор не добрался до Царицинского парка. Альма матер московских альпинистов. Здесь, на развалинах недостроенного замка, выросло не одно поколение скалолазов."  Да нет, Шурик, добрался, но значительно позже тех времён. К тому времени я уже переехал жить в столицу, а деятельный Лужков положил глаз и лапу на Царицынский ансамбль.  В Царицыно попал осенью 2007, когда  уже скалолазов давно выгнали, всё  восстановили, облагородили, почистили от камышёвых непролазностей пруды,  запустили рыб и свето-звуко-фонтаны. Разумеется, народ сразу разделился на две половины, одна из которых утверждала. что раньше было лучше. Потому что и солнце раньше было круглее.
Первый раз попал через парадный вход, не приведи господи!  Нет, вход  благороден и красив, но добираться к нему от метро надо через какие-то непотребные хляби  по узким проходам под железнодорожными мостами и через радио-толкучку. Зато потом всё парадно- величественно.  Чинно, благородно.  Менты для экологии ездят на электро-таратайках, которые не коптят и не шумят. Пресекают любителей выпить из горла пива и запустить бутылку в ближайший водоём. Отреставрированные з
амки  величественно взирают на это  с крутого юго-восточного берега и кажутся от прудов  выше и дальше - основания скрыты деревьями.
Нет, в Царицыно лучше попадать "через задний крыльцо",  метро Орехово.  Последний вагон и налево. Сразу
после московской суеты и метровского грохота  попадаешь в парковую чистоту - тишину.  К прудам - прямо. К их истокам, речке с симпатичным названием Язвенка, - левее. Ну, а к дворцам - немного правее, но не сразу, а пропустив овраг. Летом, когда листва, дворцы как-то неожиданно выпрыгивают из-за деревьев.  Поплутав между дворцов - а там есть на что посмотреть -  чтобы не возвращаться тем же путём (терпеть этого не могу) можно пойти на С-В,  не теряя высоты, и выйти на автобус 151, интервал минут 15.  Либо спуститься к фонтанам и потом знакомым путём  к метро Царицыно. Это быстрее.
В хорошую сухую погоду можно зайти издалека, с Липецкой  улицы.  В принципе к Царицынским прудам можно, вероятно, попасть и из Бирюлёвского Дендропарка, если какая-нибудь ВЧ не понаставила там заборов, не отмеченных на картах ввиду секретности и невидимых на космических снимках из-за тонкости.  Но это в другой раз.
 

          В Москву        К чёрту!


Используются технологии uCoz