Т у р и а д аГде-то в в конце 60_х годов (прошлого столетия) возле проходной нашей конторы появилось объявление:
=Желающим
принять участие в туристическом походе по центральному
Что за невидаль? В общем, многие слышали
про Кавказ,
некоторые познакомились с ним поближе, поучавствовав в майско -
ноябрьских выездах на грузовике в разные Архыз-Домбай-Баксаны
(подробнее - тут)
, но это была всегда чистой воды самодеятельность,
руководством конторы не одобряемая. А тут на тебе, приглашают
официально.Кавказу записываться в комнате ххх у Пугачёва А.В.= Всё дело оказалось в том, что партия выкинула лозунг "Туризм в массы!". Соответстенно встрепенулся Ростовский спорткомитет, а за ним и физорг нашей конторы, с звучной фамилиеей Пугачёв, повышенной проходимостью и отсутсвием комплексов. Желающих набралось 11 человек. Как водится, "Матильда в гуще событий!" и я оказался в том числе. Когда речь зашла о выборе руководителя, все дружно показали пальцами на меня. Мои доводы о том, что по ледникам я пока не шастал (а предстояло это) сочли малоубедительными, тем более что остальные тоже о ледниках представления не имели. Опять же, мало-мальского спортивного разряда, потребного руководителю официального похода, у меня и в помине не было. Неунывающий Пугачёв сказал, что это не проблема и спросил, какой разряд мне оформить. Скромно попросил низший, это оказалось третий. С тем и загрузились в Бакинский 90_й поезд, чтобы в в середине следующего дня очнуться на ступеньках подле главного корпуса а/л Адыл-су. По плану нам предстояло через безобидный перевал Азау попасть в Узун-Кол и далее через перевал Ак-тюбе пройти в Гондарайское ущелье. Там общий сбор учстников Туриады, после чего через Годарайский же перевал попасть в Сухуми, стало быть, на море. Разумется, карты у нас не было (что ты, секретно!!!). У меня была переснятая аппаратом "смена" из отчёта в турклубе рукописная схема хребтов Западного Кавказа, нарисованная без масштаба и с дикими ошибками. Но это выяснилось позже. А пока что, стоя на ступеньках, мы выслушали рассказ начспаса лагеря Дмитрия Суходольского: -А зачем вам Азау? Подымитесь на канатке на старый кругозор и идите на запад, на понижение в хребте. Намного легче. Там, правда, трещины, но сейчас они в основном закрыты. Верёвки у вас, разумеется, есть? Я молча кивнул. Из верёвок у нас был многострадальный 40-метровый репшнур далеко не первой свежести. Един на всех 11 человек (!). В ближайшем магазине закупили тушёнки и хлеба, добрались до канатки. К тому времени она уже стояла на ночь. По каменистому серпантину добрались в ночи на старый кругозор и заночевали - не помню, в палатках или в каком-то помещении. Утром погода всегда лучше. На снимке: внизу - нижняя станция канатки, вдали в верхнем правом углу - оба Когутайчика . Спросили у служащего канатки - где тут перевал, он показал на запад и порекомендовал связаться и идти не прямо, а дугой влево - меньше трещин. С тем и двинули по ледовым полям Эльбруса. Ледовые сбросы и трещины внушали уважение. Видимо, тогда мой ангел-хранитель молча подсказвал мне дорогу. Так или иначе, где-то к полудню мы вползли на перевал. Экипированы мы были хуже, чем кое-как. Тонкие тренировочные костюмы, пластмассовые городские очки, которые не держат ультрафиолета. У меня так вообще никаких. Вдобавок, по своей малограмотности, устроил на перевале часовой балдёж - больно уж хороша была панорама с Эльбрусом на первое. Да и на юг неплохо смотрелась горная цепь, в которой где-то залёг обойденный нами перевал Азау. Ну, а далее последовал несложный спуск свежеобожжённой команды в ущелье Уллу-Кам. Вот она, во всей красе после беспокойной ночи с обожжёнными глазами-боками-ногами. На стыке с Узун-кольским ущельем наше, по которому мы спускались, отсалютовало, как и положено младшему, впечатляющим каньёном. Побалдели, как водится, и повернули влево-вверх к а/л Узун-кол. После крутой входной ступени далее следует весьма гуманный подъём по очень нескучному ущелью. Не помню, ночевали ли мы в районе альплагеря, но при входе в ущелье Мырды мы встретили первого после канатки очень грустного человека, сидящего у тропы недалеко от Чёртова Мостика. Он достаточно чётко и подробно рассказал путь через Ак-Тюбе в Гондарай. Через несколько лет я узнал, что это был легендарный Пал Палыч Захаров, начуч лагеря. А грустным он был оттого, что только что с 5Б на Долларе сорвалась двойка, муж и жена. Шли так называемые "спасательные", точнее, траспортировочные работы. Далее - длинное и плоское ущелье Мырды (см. тут) и ночёвка в моренном кармане под перевалом. Это справа по ходу. Следуя советам Пал Палыча, на перевал вышли пораньше. Но солнышко нас быстро догнало и устроило беспощадную жарёху. Снег то снег, но южная экспозиция. Тут даже у меня, без очков началась лёгкая слепота. Разумеется, промолчал, и вёл группу серпантином вверх, зажмурившись, на поворотах приоткрывая один глаз и намечая следующую точку поворота. Благополчно вышли наверх и не удержались от балдежа не перевале, но, наученные горьким опытом, кутались. Вот она, слева, панорама с перевала Ак-Тюбе (= белая тюбитейка). Прямо - заглаженый Кирпич, левее вдали, с крутым куполом, Доллар. Низ его спрятался за пик Шоколадный. Ну, вниз не вверх, тем более нам сказали, что трещин там практически нет. Правда, в самом конце ледника мы одну нашли, но она оказалась учебной. Травянистый спуск в Гондарай и заслуженный день отдыха с днёвкой, нарзаном и доеданием-допиванием принесённого. А затем - через Гондарайский перевал на юг, к морю, которое оказалось совсем не рядом. После безумного спуска без тропы в темноте (после расслабухи опоздали с выходом) запомнился Рубен, которого на ночёвке под перевалом я не успел остановить и он пожёг много заготовленной сванами дранки. Не склонные к шуткам сваны с винтовками вскоре встретились на тропе и пригрозили, что если мы трогали дранку, нам будет худо. Кое-как отбрехались, я приплёл школу инструкторов, которая спустилась с Сакена, а дранки мы не видели. Дальнейший путь был похож на бегство и где-то перед рассветом, в конец измотанные, мы выползли на берег. Условно поставили палатки, захотелось домой. Ни в Сухуми, ни в Адлере билетов, разумеется, не было, хотя поезда на север шли практически пустые. Договорились с проводницей очередного поезда и доехали до Ростова практически одни в целом сидячем вагоне. Вволю отъедались после вынужденной диеты. |